Гипертекст – это набор документов, соединенных гиперссылками.
Гиперссылки – это активные элементы гипертекстового документа, позволяющие быстро перемещаться между разделами, страницами, цитатами.
Данное определение сильно напоминает инопланетную энциклопедию из незабвенных «Дневников Йона Тихого».
- Сепульки – сепуление – сепулярий.
Однако все так и есть.
В глобальном смысле вся всемирная сеть интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, как бы эманациями квантовых переходов, позволяющими осуществлять мгновенные взаимодействия сквозь пространство независимо от расстояний.
Хотя в цифровой реальности понятия пространства и времени должны сильно отличаться от того, что мы можем увидеть, с трудом оторвавшись от мерцающих компьютерных дисплеев и выглянув в окошко.
- «Ни фига себе, уже зима началась и снег красиво припорошил личные и корпоративные автомобили, нагло припаркованные прямо на пешеходных зонах».
Кстати, к элементам гипертекста и гипертекстовых взаимодействий можно отнести и недавно принятый подзаконный акт, согласно которому каждый неравнодушный гражданин своей страны может сфотографировать нарушения ППД с помощью смартфона (неправильная парковка, мешающая пользователям дорожного движения передвигаться по гипер-дорогам) и мгновенно отправлять уведомление прямиком в ГИБДД.
А уж доблестные и неподкупные сотрудники последнего найдут способ прищучить и взять за жабры злостного нарушителя.
Исторический экскурс
Старожилы и ветераны от информатики все еще смутно припоминают (в кошмарных снах) легендарный MS DOS (не путать с DDoS!), где были такие вызываемые нажатием на функциональную клавишу F1 помощи и инструкции, рассказывающие, как пользоваться Нортон или Волков коммандерами.
Так вот, это и был прародитель современного гипертекста – при нажатии на гиперссылку можно было быстро перемещаться между страницами и разделами.
Впрочем, перемещения ведь тоже производились при помощи клавиатуры, так как такой манипулятор, как компьютерная мышь еще не работал в этих программах.
Собственно термин Гипертекст (Hypertext) придумал и ввел в обращение один из отцов-основателей HTML (язык разметки гипертекста) Теодор Нельсон аж в 1965 году, в самый разгар Битломании.
Кстати, сам Тед происходил из артистической, не побоимся этого слова – голливудской семьи.
Мама – оскароносная актриса, папа – режиссер. И что его потянуло в эту кибернетику? Пошел бы в актеры, глядишь, стал бы президентом, как Рейган. Как видно, не всегда яйца падают недалеко от курицы.
Следует признать, что гипертекст вовсе не инновация цифрового документоведения. Гиперссылки известны в литературе с незапамятных времен.
Бумажные ссылки выглядят вот так (1) и искать такие цитаты приходится вручную, предварительно намусолив папиллярные подушечки слюной, чтобы было удобнее перелистывать страницы пальцами. Дикость и темное средневековье – все равно, что пытаться зажечь газовую горелку с помощью огнива.
Секретные технологии – как это работает
Принцип работы гипердокумента можно схематично описать следующим образом.
- Пункт назначения отмечается анкором (ankor – в слэгне британских моряков «якорь»).
- Ссылка, ведущая к анкору, по сути, представляет собой URL – универсальный локатор, адрес документа в сети интернете.
- Клик по ссылке подает во всемирную сеть команду «искать и перейти».
- После чего запрос поступает на удаленный сервер, на котором хранится запрашиваемый документ.
- Сервер отправляет данные на IP-адрес запрашивающего компьютера.
- Информация в формате HTML-файла обрабатывается в браузере и представляется в виде тексто-графического документа на экране компьютера.
Почему переходы по ссылкам между связанными документами происходят так быстро?
Потому что скорость перемещения электромагнитных волн достигает что-то около 300.000 километров в секунду. С такими скоростями земной шарик выглядит совсем малюсеньким.
Гипертекст в литературе и кино
В искусстве под гипертекстовостью понимается нелинейная организация художественного произведения, характеризующаяся перескоками сюжетной линии в процессе последовательного изложения.
Тем самым достигается иллюзорное восприятие объемности, одновременности протекания сразу нескольких сюжетных линий.
Ярким примером гипертекстового художественного произведения являются кинофильмы Квентина Тарантино.
Например, «Криминальное чтиво», где сюжет то и дело перескакивает от философствующих киллеров Винсента и Джулса к простодушному боксеру Бутчу, а зажигательные танцы в «Тощем зайце» сменяются жуткими сценами в подвале педофилов.
Гипертекстовость можно обнаружить в романах братьев Вайнеров – «Визит к минотавру», «Эра милосердия», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве».