Повзрослев, человек начинает ощущать, что жизнь коротка и быстротечна. Время бежит, и чтобы хоть немного им управлять, появился тайм-менеджмент — искусство, позволяющее получать результаты от прожитых дней.
Контроль над ситуацией даёт возможность достигать желаемого, развиваться, обучаться, своевременно отдыхать. Тот, кто контролирует своё время — контролирует жизнь.
Для чего нужен тайм-менеджмент
Без него судьба пускается на самотёк. Без него масса возможностей упускаются, а развитие тормозится. Если не контролировать время, вероятнее всего, оно будет потрачено впустую: на бестолковые развлечения, на незатейливые игры, на примитивное чтение.
Такой досуг отбирает силы, здоровье, зрение и ничего не даёт взамен, а вот управление — совсем другая история.
Популярные мифы
Распространено заблуждение, будто бы есть одна универсальная для всех схема. Все наоборот, техник полно, есть из чего выбрать. Разумнее попробовать разные методы, и отдать предпочтение нескольким. Можно пойти дальше и модифицировать их под себя.
Это интересно: Куда вложить небольшую сумму денег, 10 способов инвестирования
Ещё один популярный миф: тайм-менеджмент гарантирует мгновенный результат. Из-за этого новички быстро разочаровываются и бросают технику.
Очень жаль, ведь ожидать быстрых результатов глупо в любой сфере. Для того, чтобы реструктурировать образ жизни и привычки потребуется время. Не стоит требовать мгновенных результатов.
7 правил по управлению временем
Теперь давайте разберемся, как же научиться управлять временем. Сложного здесь ничего нет, главное следовать проверенным правилам и вы лично убедитесь, как круто изменится ваша жизнь.
Первое. Время необходимо контролировать, а не позволять ему течь своим чередом.
Контроль означает планирование, на практике это выглядит как составление плана (списка дел). Чтобы не выгореть и не запланировать слишком много, следует придерживаться некоторых правил.
Сразу необходимо понять, что планирование – это искусство. И ему придётся учиться, как и любому другому ремеслу. О том, как планировать грамотно, будет сказано ниже. Да, составление такого списка дел тоже должно быть включено в общий распорядок дня.
Второе. Масштабные задачи кажутся непосильными до тех пор, пока не будут разбиты на более мелкие.
Взяться за большое дело сложнее, поскольку это пугает, отталкивает, вызывает массу вопросов. Каждый такой проект должен быть разбит на маленькие шаги, которые следует прописать, так же, как и любые другие планы.
Треть. У всех планов есть разная ценность: что-то следует выполнить срочно, в то время как другие дела могут подождать.
В тайм-менеджменте это называется расставление приоритетов, когда человек ранжирует все поставленные задачи по важности и ценности. При этом не следует учитывать эмоциональную окраску, то есть не так важно нравится что-то ему делать или нет.
К примеру, мыть посуду вряд ли интересно, но если этого не сделать, придётся есть из грязной. Ранжирование следует делать исходя из срочности и важности, а не из того, насколько привлекательно действие.
Четвертое. Чёткая формулировка цели – это половина успеха.
Когда цель составлена конкретно, с указанием времени и цифр (по возможности), критерии ее достижения становятся яснее. Это облегчает путь, придает мотивации, ускоряет выполнение.
Пятое. Планировать отдых необходимо также, как и работу. К сожалению, человек все еще утомляется, нуждается во сне, мышечной релаксации и ментальном расслаблении.
Если не давать телу и уму отдыхать, болезни и сбои в их работе не заставят себя жать. К сожалению, отдыхать нужно, и делать это придется без угрызения совести.
Количество сна и отдыха важно выбирать исходя из своих личных потребностей, и заниматься самообманом здесь не стоит. Отдых должен быть размеренным и никак не связан с ленью, зависанием в социальных сетях, бытовухе. Если после запланированного отдыха есть прилив сил — значит результат достигнут.
Шестое. Стремиться к лучшему — вот в чем философия. Планка должна стоять высоко, но высота устанавливается реалистичная.
Финишная цель должна вдохновлять, окрылять, мотивировать. Именно ради нее будет проделываться колоссальный труд, поэтому размениваться на ерунду не стоит. Высокие цели зажигают в нас куда больше огня, чем крошечные.
Седьмое. Планировать лучше с запасом — ключевое правило успеха. Запас следует оставлять на всевозможные катаклизмы, задержки со стороны других людей, погодные условия и тому подобное.
К примеру, если вдруг начнется ливень, а вы только что вышли из дома, разумнее вернуться за зонтом, потратив лишние 10 минут, чем промокнуть и простудиться.
Как освоить теорию тайм-менеджмента
Единственный путь — это практика. Нужно начинать с реальных действий, поскольку именно активность дает результаты выполненных задач. Шаг за шагом, аккуратно изменяя свои привычки, распорядок дня и расписание удастся освоить искусство управления.
Методы и техники
«АБВГД» — безупречная техника, позволяющая отсеять лишнее. Смысл в том, чтобы взглянуть на составленный список дел и каждому присвоить одну из букв.
Буква «А» дается тогда, когда задача должна быть обязательно выполнена, в противном случае ожидают серьезные и неприятные последствия. Далее все остальные буквы назначаются по списку, а самым ненужным и неинтересным делам присваивается «Д».
Впрочем, буква «Д» означает «долой» – может быть эти пункты действительно можно вычеркнуть? Особенность техники в том, что запрещено приступать к следующему пункту, пока не выполнен предыдущий. Простой пример: если цель с буквой «А» не сделана, к пункту с буквой «Б» переходить нельзя.
Метод «квадрата» — ещё один полезный инструмент. На листе бумаги чертится квадрат, который делится на четыре окошка. В них вписываются все поставленные цели.
Верхние окошки — это «срочные и важные дела», а также «важные, но не очень срочные». Нижние квадратики называются «срочные, но не важные дела» и «не срочные дела».
Преимущество данного метода в наглядности, которую он дарит человеку. Ориентироваться в четырёх окошках легко, а при необходимости цели можно менять местами.
«Съешь лягушку» — один из самых популярных методов, поскольку доказал свою эффективность. Его суть в том, чтобы «съесть лягушку» (другими словами выполнить самое неприятное задание) с утра, и только потом переходить к более приятным. Данную технику удобно применять и на работе, и в личной жизни.
Простой бытовой пример: если в списке дел стоит «вымыть пол», то сделать это нужно с утра, пока достаточно энергии и мотивации трудиться.
Метод «Помидора» — авторская техника, которой пользуются уже более 40 лет.
Франческо Чирилло (ее автор) предлагает все задания разбивать на 25-минутные периоды, а между ними оставлять время для пятиминутных перерывов. Когда человек поставлен во временные рамки, он склонен быстрее и эффективнее справляться с делами — это главная идея и она работает.
Лучшие книги
Литературы по данной тематике сейчас полно. Спрос породил массу предложений, но ведь у тех, кто тщательно следит за своим временем, нет возможности читать ерунду.
Вот подборка самых лучших книг, в которых можно подчеркнуть полезное и интересное:
- «Тайм-менеджмент» и другие книги от Брайана Трейси — знаменитого автора в данном направлении.
- «Жесткий тайм-менеджмент» от Дэн Кеннеди — книга увидела свет еще в 2013г., но остается актуальной по сей день.
- «Тайм-драйв или как успевать жить и работать» — бестселлер от Глеба Архангелского, знаменитого мотиватора.
Приложения
Смартфон — отличный помощник в планировании задач, составлении списков и установке дедлайнов.
- Any.do — отличная вещь для создания списков, их ранжирования и отметок. Можно включать напоминания.
- RescueTime — гениальное приложение, которое анализирует целый день и определяет на что расходуется время.
- Loop — то, что позволит выработать нужные привычки.
- Sectograph — приложение для эстетов : визуализирует распорядок дня в виде диаграммы, да еще и распределяет все это на циферблате часов.
Управление временем — необходимость, без которой не выжить в 21 веке. Этому надо обучаться уже сегодня, чтобы применить завтра, а послезавтра научить своих детей.
Тот, кто грамотно планирует день, успевает все, включая работу, учебу и отдых.