Банковские организации оказывают существенное воздействие на современный рынок финансов. Они являются важной составляющей экономики любой страны.
Но поскольку ключевым направлением их деятельности является получение прибыли, они нередко пользуются лазейками в законодательстве и финансовой неграмотностью населения для получения собственной выгоды.
В основном страдают владельцы кредитных карт. Рассмотрим, какие мошеннические схемы с картами чаще всего используют банки, чтобы наживаться на гражданах.
Комиссии за снятие наличных через банкоматы
Клиент может потерять деньги даже в том случае, если банк при оформлении договора сообщил, что за обналичивание средств в любых банках комиссия не взимается.
Дело в том, что процент может сниматься за распределение денег по транзакции, поэтому не стоит всецело доверять банковским организациям, а снимать деньги со счета только в банкомате банка, который выдал карту.
Скрытые комиссии
В договоре, который клиент подписывает при получении карточки, указаны все комиссии за пользование услугами банка. Но некоторые из них оформлены отдельными сносками и напечатаны настолько мелко, что многие их не замечают.
Читайте также: Работа для подростков, 10 подходящих способов заработка
Так, нередко средства снимаются при оформлении ипотеки за открытие счета. Поскольку банк не предупреждает клиента о взимании этой комиссии, такие действия вполне может быть расценены как обман.
Льготный период
Это один из самых частых способов обмана. При открытии карт-счета банк обещает клиенту так называемый льготный период, в течение которого процент за использование заемных средств не начисляется. Обычно этот период составляет 1-2 месяца.
После того, как человек подпишет договор и активирует карту, он снимет деньги, запланировав, конечно же, вернуть их в течение льготного периода. Но в результате становится известно, что бесплатный период начинается с первого числа месяца, и если клиент снял деньги в 20-х числах, льготный период будет составлять для него всего несколько дней.
Как только календарный месяц закончится, проценты начнут капать, а если платеж будет просрочен, клиенту будет начисляться пеня. По итогу ему придется переплатить довольно крупную сумму денег за непродолжительное пользование кредитным продуктом.
Банки не уведомляют о долге
Если на счету клиента образовалась задолженность, например, при нулевом балансе произошло списание абонентской платы, банк должен проинформировать об этом владельца карты. Но, к сожалению, так происходит далеко не всегда.
Нередко банки начисляют штрафы и проценты на имеющуюся задолженность, и даже если человек благополучно оплачивает все счета, то спустя года два может узнать, что у него накопился довольно крупный долг.
Согласно законодательству, кредиторы не обязаны проговаривать клиентам все нюансы договора, но умалчивание факта растущей задолженности может привести к серьезным финансовым потерям у заемщиков.
Штрафы и проценты позволяют банкам неплохо обогащаться, поэтому им не хочется отказываться от подобного способа получения дополнительной прибыли.
Обман с зарплатными картами
После подписания договора между организацией и банком всем сотрудникам выдаются зарплатные карты. Где-нибудь мелким шрифтом обязательно сделана пометка, что если движение средств по счету будет остановлено на полгода и более, карточка начинает обслуживаться платно.
Если через некоторое время организация начинает переводить заработные платы на карты другого банка, предыдущие счета останавливаются, и на них начинает образовываться долг.
К сожалению, владельцы карт узнают об этом достаточно поздно, когда сумма задолженности вырастает до существенных значений, а кредитная история уже серьезно пострадала.
Подключение дополнительных услуг
Этот способ также очень «популярен» у банков. В договоре обычно содержится информация о подключенных допуслугах, однако сотрудники банка обычно не говорят о них клиентам устно.
По теме: Что такое семейный бюджет, как вести учёт доходов и расходов
Из-за невнимательности заемщики вынуждены оплачивать целый ряд дополнительных услуг, которые им вообще не нужны. Обычно такой услугой является страховка.
Чтобы не попасть на эту удочку, заемщику следует знать несколько фактов:
- Страхование является обязательной услугой только при ипотечном кредитовании, в любых других случаях от него можно отказаться. Причем «отключить» услугу можно как до подписания договора, так и течение 14 дней после.
- При отказе от страхования банк вправе увеличить процентную ставку или снизить кредитный лимит, не согласовывая этот вопрос с заемщиком, поэтому важно сначала подумать, будет ли выгодным вариант отказа от страховки.
- Можно воспользоваться особым видом страхования – коллективным, что позволит значительно снизить расходы. Этот продукт предлагается, например, «Почтой Банком» и «ВТБ».
- Если сумма кредита большая или его срок длительный, скорее всего, оформить страхование все же нужно. Это позволит избежать проблем в случае потери работы или болезни, связанной с резким ограничением бюджета.
- Еще одной распространенной дополнительной услугой является оповещение о движении средств на счете посредством смс-уведомлений. Эту услугу можно оставить, если планируется активное пользование картой. В противном случае ее лучше отключить.
Непогашенная карта
У каждого человека обычно имеется две и более карт, но при этом активно пользуется он только одной. Остальные же карточки лежат без дела или вовсе утеряны.
Но если по каким-то причинам на счете одной из них образовался минус, например, списана ежегодная плата за обслуживание карты или что-либо еще, долг начинает расти. Если банк не уведомляет клиента о наличии задолженности, она может сильно увеличиться.
При желании банковские организации «заработают» деньги на своих клиентах не самым справедливым способом, при этом уложившись в рамки закона.
Чтобы не стать жертвами банковского мошенничества, необходимо следить за движением средств на всех своих картах, а если кредитная карточка больше не нужна, то в обязательном порядке стоит закрыть счет по ней.