Если спросить у обычных людей, что такое маркетинг, подавляющее большинство из них ответят, что это реклама.
На самом деле список целей, задач и функций значительно шире, чем просто проведение рекламной акции для определенного товара или услуги.
Маркетинг бывает разных видов, от чего меняются не только особенности его проведения, но и цели. По сути, эта область знаний со своими правилами и особенностями.
Топовые специалисты отрасли маркетинга могут строить и глобальные маркетинговые стратегии, распространяющиеся на определенную страну или даже весь мир.
Что надо понимать под маркетингом
Под маркетингом понимают комплекс действий, благодаря которому обеспечивается максимальный объем сбыта определенной продукции и получение максимальной прибыли.
Цели, задачи и функции
Цель маркетинга, как становится понятно из определения — это получение максимальной прибыли. Но для того, чтоб достигнуть основной цели нужно удовлетворить промежуточные.
К их числу относятся:
- Соответствие продукции требованиям потребителей.
- Установка превосходства на конкурентном рынке.
- Влияние на определенную долю рынка.
- Увеличение продаж, и, как следствие, прибыли.
Основная задача маркетинга немного другая. Специалисты этой отрасли деятельности должны обеспечить максимальную стабильность работы компании, разработать план, в результате которых достижение целей было бы максимально быстрым и эффективным.
Для того, чтоб удовлетворить эти запросы, необходимо провести громадный комплекс деятельности. В первую очередь, важно определить долю присутствия на рынке, найти «слабые места», просмотреть, что предлагают конкуренты, узнать запросы потребителей, сделать так, чтоб выполнение этих запросов соответствовало возможностям определенной компании.
Если рассматривать значение маркетинга в глобальном масштабе, то оно будет другое. В первую очередь – это удовлетворение пожеланий покупателей. Товар должен быть конкурентоспособным, успешно продвигаться и занять некоторую долю на рынке.
Маркетинг – это управленческая рыночная концепция. У нее есть несколько функций:
- Аналитическая. Изучение рынка, того, что предлагают конкуренты. Сюда включается и изучение внутренней, внешней работы компании.
- Производственная. Непосредственный выпуск продукции, организация, разработка технологий. Также в этой функции выделяют громадное управление ресурсами и обеспечение качества продукции.
- Сбытовая. Отслеживание системы спроса и сбыта, организация поставок товара, определение ценовой политики и другое.
- Контроль. Планирование работы предприятия, обеспечение информацией.
Как видно, маркетинг – это довольно сложный и запутанный комплекс. Только уравновесив цели, задачи, принципы и функции можно добиться успешного управления.
Что важнее – маркетинг или продажи
На самом деле сказать точно, что важней невозможно. Маркетинг – это определенная концепция, которая и обеспечивает продажи. Последние не могут существовать без грамотного продвижения.
В тоже время и без продаж маркетинг существовать не может. Не будет базового принципа, из-за которого нужна была разработка концепции.
Продажи в таком случае можно назвать конечной целью маркетинга. Именно от их количества зависит успешность его проведения.
Виды маркетинга
Чаще всего маркетинг разделяют по характеру спроса. К примеру, если он конверсионный, то этого – повод задуматься о перемене стратегии.
Конверсионный
Спрос находится «в минусе». Товар или услуга настолько негативно воспринимаются потенциальными потребителями, что они просто «бегут» от них.
Для выхода из этого состояния обычно начинают работать с минимальной аудиторией, начинают завоевывать конкретную нишу и поднимать репутацию.
Стимулирующий
Покупательский спрос находится на нулевой отметке. Это означает, что потребителя товар не противен, но и не интересен. Часто отсутствие интереса вызвано погодными или географическим условиями.
К примеру, в засушливом регионе спрос на лодки будет нулевой. Трудно продать елочные игрушки в разгар лета. Но бывают ситуации, когда товар и подходит, но люди о нем просто не знают. Рынок не готов к масштабному спросу.
К числу таких товаров можно отнести новейшие гаджеты или стильные сувениры. Действуют при стимулирующем маркетинге разными способами, но самые главные: проведение презентаций и выставок, выработка положительной репутации и развитие узнаваемости бренда.
Развивающий
Под развивающимся маркетингом понимают «потенциальный» спрос. Это значит, что определенного товара или услуги на рынке уже нет, но потенциальные клиенту уже знают о них.
Такой спрос перерастает в растущий только при выводе продукции на рынок. Развивающийся маркетинг в числе главных инструментов имеет информирование по разным каналам (интернет, видео, телефонные звонки, баннеры).
Синхромаркетинг
Это буквально можно понимать, как синхронизацию предложения и спроса. Означает, что даже сезонные колебания в продажах не смогут уменьшить активность покупателей. Для того, чтоб «не просесть», к примеру, выводят буферные продукты на рынок. Может быть и другой способ.
Например, если компания продает катки, то, понятно, что спрос будет только зимой. Но если запустить акции со скидками летом, то покупательская активность будет лучше. Также можно и построить каток, что позволит избежать необходимости продажи буферных товаров.
Ремаркетинг
Под ремаркетингом понимают оживление аудитории. Ранее были хорошие продажи, но пользователи перестали возвращаться на сайт по разным причинам (конкуренция, отсутствие интереса к товарам).
Используют разные методы: иная подача продукции, рекламные акции, скидки. Дает результаты и вывод товаров на новый рынок, переход в другую нишу.
Поддерживающий
Маркетинг такого типа применяется, когда в плане продаж нет проблем. Прибыль у предприятия стабильная, спрос находится на хорошем уровне. Часто бизнесмены совершают ошибку: вовсе забывают о рекламе. Но конкуренты не дремлют, они могут придумать пиар-ход, который перечеркнет все.
Поэтому даже в «хорошие времена» необходим маркетинг. Он позволяет поддерживать репутацию у клиентов, контролировать предложение и спрос, оставить аудиторию лояльно настроенных покупателей.
Демаркетинг
Для демаркетинга характерно то, что приложение находится выше спроса. Это редкое явление, но если оно случается, то пугает предпринимателя. Инструментами демаркетинга можно назвать закрытие рекламной кампании или увеличение цены на товары.
Противодействующий
Под таким маркетингом подразумевают искоренение спроса на определенную продукцию. К примеру, противодействующей рекламной акцией может быть та, что направлена на просвещение население о вреде табака или алкогольных напитков.
Маркетинговые стратегии
Стратегия маркетинга – это комплексный план развития. Она преследует разные цели: рыночные, финансовые, производственные, организационные.
Выбор маркетинговой стратегии позволяет оптимизировать имеющиеся ресурсы, увеличить эффективность рекламы.
Также немаловажная роль ее в том, что она позволяет сократить риски, которые непременно бывают при продвижении любого бизнеса.