Как оценить работу кампании или вновь создаваемого проекта знают люди, владеющие основами науки экономики.
Специалисты могут провести детальный анализ деятельности и предложить целый рад мер, направленных на повышение прибыли, оптимизации производства или смене проекта.
Чтобы улучшить работу или определить успешность бизнеса прежде всего необходимо узнать: приносит ли он доходы его владельцам.
Что такое рентабельность простыми словами
Финансовой рентабельностью называют экономические показатели работы предприятия, позволяющие правильно и полно оценить успешность используемых методов управления и рассчитать общую экономическую эффективность деятельности компании, предприятия.
Всех коэффициентов эффективности деятельности предприятия несколько, при грамотной оценке специалисты пользуются как минимум пятью позициями.
Показатель показывает отношение полученной прибыли к следующим величинам:
- инвестиционным вложениям;
- оборотным активам;
- собственного капитала;
- продажам;
- основным фондам.
Показатели высчитываются в процентном соотношении либо выражаются посредством коэффициента.
Зачем ее рассчитывать
Прежде всего для оценки предполагаемой прибыльности при открытии нового бизнеса или покупке уже действующего, а также для корректировки действий по улучшению эффективности, направленных на повышение доходности.
Рентабельность является основным показателем при рассмотрении бизнес-проекта, помогающим вынести экспертную оценку окупаемости инвестиций, которые предполагается в него вложить.
Расчет проводят в следующих случаях:
- Для выяснения реальной рыночной цены компании при покупке или продаже.
- Обоснования привлечения инвестиционных средств.
- Аналитического сравнения деятельности предприятия с фирмами-конкурентами.
- Прогнозирования работы предприятия в предстоящем трудовом периоде.
- Выявление «слабых» мест на производстве в кризисный период.
Получение кредитов и займов под небольшие проценты часто зависит от правильной оценки финансового положения кампании.
Виды
Соотношение чистой доходности к различным показателям позволяет получить полную картину деятельности предприятия или бизнес-плана, вывести экспертную оценку, избежать высокой степени рисков:
- RCA – рентабельность оборотных средств, RCA = чистая прибыль / стоимость оборотных активов × 100%. К такой стоимости относят материалы, сырьевые ресурсы и денежные расходы за определенный период.
- ROFA – рентабельность основных производственных фондов, ROFA = прибыль / стоимость основных средств × 100%. Для вычисления данного коэффициента учитываются те позиции, которые не расходуются при производстве, а понижаются в стоимости в процессе эксплуатации: станки и линии, транспорт, коммуникации, постройки. Этот показатель еще называют доходностью от использования основных средств.
- ROS – рентабельность продаж, ROS = прибыль / выручка × 100%. Бывает двух видов: по валовой продукции и операционной рентабельности, зависит формата учета прибыли, во втором случае она учитывается до вычета платежей по кредитованию и налоговых выплат.
- ROM – рентабельность реализованной продукции, определяется за календарный период, ROM = чистая прибыль / себестоимость × 100%. Показатель позволяет понять сколько процентов приносит каждая денежная единица, вложенная в производство.
- ROA – рентабельность активов, коэффициент, используемый для оценки эффективности использования оборудования, сырьевых ресурсов, недвижимости и оборотных средств предприятия. Вычисляется по формуле: ROA = прибыль за период деятельности / стоимость активов × 100%.
- ROE – рентабельность капитала, учитывает только работу уставного капитала или акционерных средств, ROE = прибыль / суммарный капитал, вложенный в производство × 100%.
- ROI – рентабельность инвестиций, сходный показатель с ROE, высчитывается по той же формуле, но учитывает все виды привлеченных средств, в том числе денежные средства на счетах и биржевой инструментарий.
- ROL – рентабельность персонала, простой показатель, позволяющий оценить прибыль, приносимую в среднем каждым сотрудником. Вычисляется простым делением объема чистой прибыли на количество работников.
Отдельным пунктом можно вынести расчет коэффициента рентабельности проекта, по сути, это предполагаемое значение, так как компания или предприятие существует только на бумаге.
Показатель этот весьма приблизительный, призванный оценить для инвесторов привлекательность вложений в данный объект. Вычисляется оценкой отношения предположительной итоговой стоимости бизнеса к объему требуемых инвестиций.
Формулы расчета рентабельности
Общий показатель для компании считается следующим способом:
Рентабельность производства — Rпр, основной показатель для оценки доходности деятельности.
Вычисляется Rпр = прибыль / суммарная стоимость всех активов и вложений с учетом амортизации и износа × 100%.
Информация для выполнения расчетов берется из финансового отчета о деятельности кампании и баланса, представленного бухгалтерией. Углубленный анализ выполняется с привлечением материалов управленческого учета и аналитики.
Многопрофильные предприятия традиционно отчитываются по каждому виду производства.
Что влияет на рентабельность
Для составления правильного прогноза экономисты принимают в расчет факторы в разной степени, влияющие на успешность и эффективность производства, что в итоге приводит к снижению или увеличению коэффициента.
Внешние факторы
Не зависят от стараний руководителей предприятия, но оказывают огромное влияние на привлечение инвестиций:
- Внутренняя политика, проводимая государством.
- Уровень конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.
- Общемировые экономические тенденции.
Немаловажным значением является и географическое местоположение производства, удаленность от сырьевой базы и потребителей продукции.
Внутренние факторы
Эти критерии полностью зависят от руководства предприятия:
- Общая финансовая политика компании, грамотная схема управления.
- Грамотный и профессиональный маркетинг.
- Достойная оплата и хорошие условия для персонала.
Рабочее место с комфортными условиями труда – гарантия высокой трудовой отдачи от каждого работника.
Способы повышения рентабельности
Рентабельность представляет из себя дробь, в числителе которой записана чистая прибыль предприятия, а в знаменателе – общая стоимость вложений или стоимость отдельных активов.
С чисто математической точки зрения, чтобы повысить результат необходимо увеличить первое, либо уменьшить второе.
Это интересно: Куда точно не надо вкладываться или 6 способов потерять деньги
На деле для увеличения показателей можно предпринять следующие шаги:
- Изменить маркетинговую стратегию.
- Прибегнуть к помощи рекламы.
- Повысить качество изделий или продукта, модернизировать или переоснастить производство.
- Расширить ассортимент, снизить затраты.
Повышение неразрывно связано с изменением баланса, снижением издержек, производственных затрат, повышением эффективности производства, сохранением и улучшением качества.
Рентабельность во многом зависит от грамотной внутренней политики руководства компании, способности управленческого аппарата правильно распределять материальные и трудовые ресурсы.