Блог Максима Войтика
Публикации о способах
заработка в интернете и SEO
Проверить посещаемость сайта:

Технология SMART – постановка целей по специальному методу, примеры

06 декабря 2020
Комментарии: 1

Как ставить цели по технологии SMART

Привет читатели seoslim.ru! Сегодня поговорим про цели, так как это одна из важных методик достижения желаемых результатов в бизнесе  интернет деятельности).

Человек постоянно сталкивается с необходимостью постановки целей. Одни хотят получить престижную работу, другие – снизить вес, третьи – наконец-то выучить английский.

Бытует мнение, что это простой процесс, что не совсем верно.

Случается, что наметив какую-то цель, человек либо встречает многочисленные препятствия на пути ее достижения, либо откладывает ее реализацию на неопределенный срок. С таким подходом можно никогда не достигнуть нужного результата.

Специально для решения таких вопросов существует методика постановки целей SMART.

Суть методики SMART


SMART – методика постановки целей, о которой впервые заговорил в 1954 г. П. Друкер, которая используется в менеджменте и управлении проектами.

Методика подходит как для постановки профессиональных, так и личных целей, связанных с карьерой, самообразованием, спортом, здоровьем и др.

Техника постановки целей

На английском аббревиатура означает «умный», что полностью соответствует ее сути. SMART направлена на максимальную конкретизацию выбранной цели.

Читайте также: Как научиться печатать быстро на клавиатуре вслепую

Преимущества метода:

  • исключение неэффективных вариантов;
  • перевод желаний в конкретные действия по их реализации;
  • устранение фактора прокрастинации;
  • отслеживание результата;
  • удобство планирования;
  • повышение качества работы.

Уместно использовать методику для определения краткосрочных и среднесрочных проектов, а для долгосрочных целей важнее задать направление движения, поскольку для конкретики недостаточно данных.

Критерии


Формулирование задач по методу SMART помогает составить прогноз их достижения. Так можно понять, удастся ли прийти к желаемому результату и при помощи каких усилий.

Любая цель, согласно технологии должна быть:

  • конкретной;
  • измеримой;
  • достижимой;
  • актуальной;
  • ограниченной во времени.

Критерии

Конкретная (S – Specific)

Если цель будет сформулирована конкретно и понятно, то выше вероятность того, что она будет достигнута. У цели должен быть единственный возможный результат, в противном случае нужно разделить цель на несколько задач.

Например, формулировка «получить работу мечты» не конкретна.

  1. Во-первых, нужно понять, что такое «работа мечты», ведь одни хотят стать ведущим сотрудником крупной компании, а у других душа лежит к живописи.
  2. Во-вторых, стоит узнать, каких навыков и знаний недостаточно для получения желаемой должности.

Только после изучения нужной информации можно формулировать цели, избегая разных интерпретаций: «научиться вести деловую переписку на английском», «сдать на права», «сократить количество потребляемых калорий» и т.д.

Измеримая (M – Measurable)

Поставленная цель считается достигнутой, если можно произвести оценку либо измерение результата. Для этого подходят количественные параметры (%, условные единицы, литры, км, кг и прочее).

Такой подход повышает конкретность цели, помогает следить за этапами продвижения к результату и вносить корректировки.

По теме: Как избавиться от страха летать на самолете

Например, цель по изучению иностранного языка в более конкретном виде можно переформулировать так: «сдать экзамен по деловому английскому на 90 баллов».

Другой пример, чтобы похудеть на 10 кг, нужно «сократить калорийность ежедневного рациона до 1 200 калорий».

Достижимая (A – Attainable)

Степень достижимости той или иной цели определяют знания, навыки, наличие средств, времени, ресурсов и нужных связей. Если человек достаточно подготовлен в какой-то сфере, то добиться более высокого результата для него не составит труда.

Если же человек только начал работу в этом направлении, то следует установить несколько промежуточных целей в соответствии со своими возможностями, прежде чем приступать к достижению основной.

Пример: человеку со средним уровнем английского будет проще подготовиться к сдаче теста по деловой переписке, чем новичку.

Актуальная (R – Relevant)

Актуальность цели показывает то, насколько значима та или иная цель для человека в данный момент. Перед началом ее реализации важно задать себе вопрос, по какой причине возникло то или иное желание.

Важно исключить неактуальные варианты, чтобы не тратить время и силы на их осуществление.

План

Например, человек хочет купить машину, но не откладывает денег и не ищет дополнительных источников дохода. Ему может нравиться ходить пешком либо он боится садиться за руль. Могут быть разные причины, но в этом конкретном случает цель «купить машину» не является актуальной.

Совет: при появлении сомнений лучше провести «тестовый запуск» осуществления задачи. Например, если у человека есть желание стать писателем, он может поставить себе цель «написать за неделю главу книги, объемом в 10 страниц». Это позволит понять, действительно ли человек заинтересован в результате.

Ограниченная во времени (T – Time-bound)

При формулировании задач важно сразу определить временной промежуток для их реализации. На этом подходе построена работа большинства компаний, которым крайне важно контролировать эффективность распределения рабочего времени у сотрудников.

Этот метод используется и в планировании личных целей, хотя сроки могут увеличиваться: «посещать в течение 3 месяцев курс английского языка», «сдать на права к началу учебного года».

Пошаговый процесс постановки цели по SMART


После изучения критериев появляется вопрос, каким образом учесть каждый из них при формулировании цели.

Использование алгоритма действий из 5 шагов поможет справиться с этой задачей.

Важно понимать, что шаги алгоритма не обязательно использовать в указанном порядке.

Шаги

Шаг 1

Определение потребности (желания, идеи). Человек должен задать себе вопрос, чего именно он хочет.

Примеры: научиться водить машину, похудеть, выучить иностранный язык, поехать в путешествие, увеличить доход, научиться готовить и т.д.

Шаг 2

Проверка на актуальность. Чтобы проверить цель на актуальность, следует задать вопрос «для чего?» нужно ее достижение. Некоторые псевдоцели определяются социальными стереотипами. Ответ на этот вопрос позволит понять, действительно ли значима цель для человека.

Примеры: -Почему я хочу похудеть? – Чтобы быть здоровой.

— Для чего я хочу освоить деловой английский? – Чтобы получить повышение на работе.

Шаг 3

Конкретизация. Важно сразу определить для себя результат, сделать его максимально конкретным, представить.

Пример: «повысить уровень дохода» — «зарабатывать на жизнь, самообразование и путешествия»

Шаг 4

Формулировка количественных данных. Важно использовать только обоснованные числовые данные, чтобы успешно продвигаться к поставленной цели.

Пример: при похудении следует учитывать не только желания, но и возможности организма, уровень дохода, график работы.

«Похудеть на 10 кг».

Шаг 5

Определение сроков достижения цели. Сроки следует также устанавливать с учетом своих возможностей и требований окружающей среды. В этом случае будет проще составить план действий для выполнения.

Профессионалы тайм-менеджмента всегда рекомендуют закладывать дополнительное время к сроку реализации поставленной задачи, поскольку могут возникнуть вопросы уже на этапе их выполнения.

Прочитай: Куда точно не надо вкладываться, 6 способов потерять деньги

Пример: При постановке цели «Похудеть на 10 кг за 1,5 месяца» важно учитывать метаболизм, индекс массы тела, уровень физической активности, режим дня и многое другое.

Примеры постановки целей

И на последок парочку примеров.

Пример 1

Цель «Выучить английский».

Шаг 1. Выучить английский.

Шаг 2. Выучить английский, чтобы получить повышение на работе.

Шаг 3. Ведение деловой переписки на английском языке.

Шаг 4. Сдача теста по деловому английскому на 90 баллов.

Шаг 5. Сдача теста по деловому английскому на 90 балов через 5 месяцев.

Пример 2

Цель «Путешествовать».

Шаг 1. Посетить другую страну.

Шаг 2. Посетить другую страну для получения нового опыта.

Шаг 3. Поездка в Чехию для знакомства с ее традициями.

Шаг 4. 5-дневная поездка в Прагу.

Шаг 5. 5-дневная поездка в Прагу во время рождественских каникул 2020—2021.

Недостатки метода

Как и любая методика, постановка целей по SMART имеет свои минусы.

  1. Теряется гибкость в принятии решений, поскольку алгоритм заранее известен.
  2. Эффект тоннельного восприятия. Ориентируясь на выполнение заданной задачи, человек забывает осматриваться вокруг в поисках благоприятных возможностей.
  3. Неэффективность в долгосрочном плане. Изменения окружающей среды происходят слишком быстро, поэтому не учитываются при постановке задачи, что отрицательно влияет на результат.
  4. Потеря более простых решений.
  5. Возможность просчета предсказуемых действий другой стороной.
  6. Отсутствие внимания к человеческим потребностям.
  7. Тенденция к упрощению.

Использование метода SMART показывает высокие результаты в рамках краткосрочных задач, долгосрочные цели требуют проявления большей гибкости с учетом поправки на изменения внешней среды.

На этом все, обязательно пишите свои комментарии, интересно узнать, каким из способов постановки целей пользуетесь вы.

(1 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
С уважением, Максим Войтик
Буду рад, если нажмете на любую из кнопок:
Комментарии (1)
  1. Олег

    Цели обязательно надо ставить. Без них никогда не достигнешь результата. [good] [good]

    Ответить
Оставить свой комментарий
* Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
:) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]
Заработай в социальных сетях

© 2011-2021 seoslim.ru, блог Максима Войтика

Внимание! Копирование материала строго запрещено. Соблюдайте авторские права и уважайте труд других людей!