На каждом предприятии, выпускающем какую-либо продукцию или предоставляющем те или иные услуги, регулярно рассчитывается себестоимость поставляемых на рынок товаров и услуг, которая отражает эффективность и рентабельность предприятия, и является прямым фактором влияния на формирование цен.
Рассмотрим подробно этот показатель, определим способы его расчета, а также выясним, от чего он зависит и какие есть эффективные методы его снижения.
Что надо понимать под себестоимостью продукции
Рассматриваемый термин в разных учебниках и словарях трактуется по-разному.
Общий смысл этого понятия можно обозначить следующим образом: «Себестоимость – это все расходы и издержки, вызванные производством и продажей того или иного товара».
Под издержками в данном случае понимаются траты на покупку сырья и материалов, необходимых для изготовления товаров, выплата заработных плат сотрудникам предприятия, перевозку, хранение и продажу готовых товаров.
Читайте также: Куда точно не надо вкладываться или 6 способов потерять деньги
Расчет данного показателя выполняет бухгалтер, имеющий соответствующие знания и опыт. Эта процедура проводится, как правило, каждый квартал, полугодие и год.
Подсчет обретает особую актуальность при планировании открытия или расширении бизнеса, так как в этих случаях возникает желание проверить его успешность.
От чего зависит
Себестоимость является изменяемой величиной, которая зависит от ряда факторов:
- инфляция;
- ставки по кредитам (при их наличии);
- месторасположение предприятия;
- уровень конкуренции;
- качество оборудования, используемого в процессе производства.
Во избежание убытков и с целью развития предприятия в дальнейшем требуется регулярный и своевременный расчет данного показателя.
Виды
Существует четыре разновидности себестоимости:
- Цеховая – состоит из суммы издержек всех производственных структур, так или иначе связанных с производственным процессом.
- Производственная – цеховая себестоимость, общие и целевые траты.
- Полная – состоит из производственной себестоимости и расходов, связанных с продажами.
- Непрямая – включает затраты, не связанные напрямую с изготовлением продукции.
На всех предприятиях рассчитывается каждый из перечисленных видов, так как все они влияют на фактическую стоимость товара.
Как рассчитать
Для подсчета данного показателя может быть использован один из двух способов: многоуровневое распределение и калькулирование затрат. Обычно используется второй метод, так как он более точный и позволяет быстро произвести расчеты.
Калькулирование представляет собой способ расчета расходов, приходящихся на единицу продукции, при котором затраты группируются по отдельным статьям. Калькуляция производится разными способами в зависимости от типа производства и его принадлежности к тому или иному виду деятельности.
Для подсчета себестоимости используется одна из нескольких формул.
Наиболее простой и развернутой является следующая:
Полная себестоимость = Производственные расходы на изготовление единицы продукции + Затраты на продажу
Эта формула довольно проста, поэтому воспользоваться ей может даже начинающий специалист.
Примеры
Для того, чтобы наглядно ознакомиться с расчетом этого показателя, рассмотрим пример с однономенклатурным производством.
Компания «Альфа» занимается изготовлением стульев одного вида. Незапланированных расходов нет. Учет готового к продаже товара проводится по фактической себестоимости.
Поскольку производство является однономенклатурным, можно суммировать все траты, не разделяя между отдельными видами, и разделить на 1000.
Показатель | Сумма, тыс. руб. |
---|---|
Материальные затраты | 600 |
Заработная плата | 400 |
Вычеты из заработной платы | 95,7 |
Амортизация | 13 |
Прочие операционные расходы | 53 |
Итого | 1161,7 |
Методы снижения
Чтобы существенно снизить этот показатель, необходимо оптимизировать все производственные процессы, подключить весь персонал, начиная от уборщиков и заканчивая директором.
Методов снижения себестоимости существует несколько:
- Автоматизация рабочих мест.
- Закупка современного оборудования.
- Кооперация или укрупнение предприятия.
- Расширение объема, ассортимента и специфики продукции.
- Введение режима экономии на всем предприятии.
- Тщательный отбор поставщиков и партнеров.
- Минимизация брака.
- Снижение расходов на управление.
Следует понимать, что любой метод может быть применим только в том случае, если он не навредит качеству выпускаемого товара.
Себестоимость является важным показателем функционирования любого предприятия.
Поскольку эта величина имеет свойство изменяться, необходимо регулярно ее рассчитывать, что позволит корректировать рыночную стоимость продукции и, как следствие, избежать издержек и убытков.
Всегда думал, что Себестоимость это и есть цена товар. Теперь знаю намного больше.