На дворе уже 21 век, технологии стремительно развиваются во всех сферах жизнедеятельности человека: экономике, медицине, промышленности и др. Если говорить про экономическую систему, то можно отметить колоссальные изменения в рыночной системе, здесь роль отводится не только государству, но и свободе выбора покупателя.
Торговые предприятия конкурируют между собой и делают акцент не только на качество продукции, но и на ассортимент предлагаемых товаров, дабы покупатель сделал свой выбор в их пользу.
Грамотное создание ассортимента в организации обеспечит хорошую прибыль и успех в работе. Но изначально нужно разобраться, что это такое, как работает и образовывается.
Что является ассортиментом
Ассортимент – это и есть каталог всех продуктов торговли, которые реализуются каким-либо предприятием.
Это слово пришло в Россию из Франции ( в переводе с франц. слово «assortiment» обозначает «подбор разных классов и вариаций продукции»).
Также есть такое понятие как «товарная номенклатура». Это сокращенный вариант названия нормативного документа «Товарная номенклатура работы внешнеэкономической», указывающий списки продукции общих или похожих целей.
Этот документ часто путают с ассортиментом из-за того, что он является каталогом разных продуктов торговли. Но в первом случае список специализируется на нуждах потребителя, нежели профессиональной деятельности.
Структура и виды
Товары также классифицируются между собой на:
- Группы (место расположения).
- Виды (уровень восполнения нужд потребителей).
- Подгруппы (обхват).
- Вариации (степень нужности).
По месту расположения выделяется 2 группы:
- Торговая. Каталог, представленный в магазинах с продуктами торговли повседневного назначения. В список попадают все поставщики, кроме авторитетных магазинов. Потому что изготовители продвигают вещи только своей фирмы.
- Промышленная. Ассортимент, направленный на отдельное промышленное предприятие или на какую-либо его отрасль. Должно быть обязательное согласование с социальным развитием и Минздравом РФ.
Читайте также: Что означают слова Хайп, Вендор, Эмпатия и Алгоритм
Обхват товаров делится на подгруппы:
- Простой. Это небольшой перечень, который нужен для организаций, где продаются товары повседневного назначения, удовлетворяющие нужды граждан РФ с ограниченным бюджетом.
- Сложный. Этот каталог больше и нужен для крупных компаний. Товары в списке предназначены для людей, которые имеют разные финансовые уровни.
- Развернутый. Чаще всего этот каталог продукции нужен специализированным магазинам, которые направляют реализацию на однородную продукцию, которые отличаются между собой индивидуальными особенностями.
- Видовой. Это перечень продуктов, который удовлетворяет похожие нужды клиента.
- Марочный. Каталог продукции одного вида и одной марки. В основном эти товары восполняют потребности психологической сферы.
- Сопутствующий. Это продукция, которая выполняет только дополнительные функции, как бы помогая основным направлениям предприятия.
- Смешанный. Данный ассортимент нужен для магазинов, где реализуются продовольственные и непродовольственные товары.
Степень удовлетворения потребителей делятся на 2 вида:
- Рациональный. Перечень товаров, восполняющие только обоснованные потребности, максимально обеспечивая качество жизни в настоящее время.
- Оптимальный. Этот ассортимент имеет большую конкуренцию. Продукция должны MAX качественно отвечать всем запросам клиента и иметь MIN затраты.
Товары, характеризующие степень потребностей клиентов, подразделяются на 3 вариации:
- Реальный. Это список продукции, которые в настоящее время реализуются в магазине.
- Прогнозируемый. Выявляются нужды клиентов, которые появятся в следующем сезоне.
- Учебный. Перечень предметов торговли обеспечивает нужды на цели образования и науки.
Кто управляет ассортиментом и как его формируют
За основу управления ассортиментом продуктов торговли берется две движущие причины:
- Планирование.
- Прогнозирование.
Эти два фактора должны полностью покрывать нужды клиентов в настоящее время и заботиться о предстоящем сезоне.
Управлением занимаются специалисты, обученные и имеющие практику работы с маркетингом. Такие сотрудники в основном входят в состав отдела закупок либо предприятием создается индивидуальная структура работников, отвечающая за ассортимент.
Они должны качественно справляться со следующими сложностями:
- Неожиданное обновление продукции, брендов или марок.
- Большое количество наименований.
- Сложность в прогнозировании будущих нужд клиентов.
Эта работа требует ежедневного старания, где специалист анализирует товары, потребности людей и предложения поставщиков.
Формирование списка продукции – это деятельность, которая включает в себя процесс, где подбирают продукции, способная обеспечить все нужды клиентов.
Формируя набор товаров, нужно выполнять три правила, которые лежат в основе грамотной политики ассортимента:
- Определение целевой аудитории (ЦА).
- Знание стратегических и имиджевых целей, формат торговых точек.
- Умение анализировать полученную информацию и делать выводы.
На образование структуры всего ассортимента влияют специальные и общие причины. В первом случае — это техническая и денежная база, прогресс в направлении технического развития. Второе — это показатель экономической эффективности и спрос.
Всего 4 этапа формирования:
- Разрабатывается группа товаров, реализующихся в магазине.
- Группы и подгруппы распределяются в зависимости от потребительских комплексов и mikro-комплексов.
- Выясняется кол-во видов товаров и их вариаций в пределах определенных mikro-комплексов и потребительских комплексов.
- Разработка конкретного перечня для магазина.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что ассортимент товаров – это своего рода прайс-лист, который создается для удовлетворения нужд клиентов. А управлять и формировать перечень должны специалисты, которые могут качественно вникнуть в спрос рынка и удачно делать прогнозы.