Один из принципов успеха гласит о делегировании обязанностей. Если задач у руководителя много, то нужен человек, который часть из них берет на себя.
Слово «ассистент» имеет происхождение с английского языка. В переводе на русский означает «помощник».
Чем занимается бизнес-ассистент
Это человек, который помогает руководителю или топ-менеджеру в выполнении повседневных задач. Задачи разноплановые.
Функциональные обязанности ассистента схожи с задачами секретаря и личного помощника. Тогда зачем выделять бизнес-ассистента как отдельного специалиста?
Чтобы убедить публику в целесообразности такой классификации, следует внимательно изучить требования к бизнес-ассистенту.
Они выходят за пределы стандартных требований к секретарю и личному помощнику.
Отличия от личного помощника и секретаря
Секретарь ограничивается выполнением задач административного характера. Его компетенция не выходит за пределы офиса.
Про задачи бизнес-ассистента можно найти множество информации. Вот только данные о компетенции и выполняемых задачах сильно разнится между собой.
Складывается ощущение, что каждый автор описывает отдельного уникального бизнес-ассистента.
Исходя из такой картины можно сказать, что специалист должен быть гибким и готовым к решению разносторонних задач.
С этой точки зрения на первый план выходят не навыки и умения, а личностные качества. В современной HR-терминологии это называется soft skills.
Какими навыками должен обладать специалист
Если резюмировать навыки, то они должны включать следующее:
- Дисциплинированность;
- Аналитические способности, которые могут быть полезны для принятия решений, если руководитель наделяет его такими полномочиями;
- Коммуникативные навыки. Неизбежно общение с большим количеством людей, решение сложных задач и отстаивание интересов;
- Организаторские способности. Если руководитель публичный человек, то возможно, придется разбираться в таких деталях;
- Стрессоустойчивость. Успешные руководители умеют много работать. От подчиненных они требуют того же. Бизнес-ассистент, будучи ближайшим человеком руководителя, должен быть готов к большим нагрузкам, внеплановым задачам и сверхурочным;
- Мобильность. Если руководитель часто перемещается по разным странам и городам, то ассистенту придется перестроить образ жизни или изначально организовать свою личную жизнь так, чтобы она была совместима с таким графиком.
Немаловажный фактор при принятии на работу – психологическая совместимость с руководителем. Для этого такие специалисты проходят многоэтапное собеседование с HR либо личное собеседование с руководителем.
Третий подход заключается в том, чтобы принять человека сначала для стандартной позиции в компании и в зависимости от его успехов повысить до ассистента руководителя.
HR выделяет еще один важный аспект для каждого сотрудника – это навыки и умения, опыт работы или hard skills.
Здесь к бизнес-ассистенту нет строгих требований. Ему достаточно уметь пользоваться компьютером на уровне продвинутого пользователя, обладать хорошей орфографией и дополнительным иностранным языком.
Это надо знать: Почему важно соблюдать режим дня и каким он должен быть
Последний пункт – индивидуальный критерий. Если руководитель не часто выезжает за пределы страны, то знание иностранного языка не имеет принципиального значения.
Плюсы и минусы профессии
Эта должность имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим сначала положительные аспекты:
- Влияние в команде. «Правая рука» руководителя психологически воспринимается примерно так же, как сам руководитель;
- Широкая компетенция. В отличие от секретаря, бизнес-ассистент может давать распоряжение другим подчиненным. В отдельных случаях он может быть наделен правом подписи и печати;
- Успешная карьера. Если челочек дорос до этого уровня, то следующий ступень – это официальное назначение в качестве топ-менеджера или ротация на другую ветку компании, если объемы позволяют.
Ради объективности информации следует также упомянуть о минусах профессии:
- Ненормированный график работы;
- Доля непредсказуемости. Руководитель может резко поменять планы;
- Может пострадать личная жизнь. Многочисленные выезды и сверхурочные дни работы не всегда поощряются близкими;
- Риск не расти в карьерном плане. Парадокс в том, что, если бизнес-ассистент успешно справляется со своими обязанностями, вместо повышения его стараются удержать на месте.
В любом случае такого рода деятельность – это уникальный опыт.
Навыки и умения, которых приобретает человек на этой должности, касаются не только профессиональной сферы, но и способствуют росту человека как личности, обретению жизненного опыта.
Сколько может зарабатывать ассистент
Заработная плата бизнес-ассистента зависит от места локации. В крупных городах этот показатель ближе к верхнему диапазону.
По данным площадок поиска работы, начинающий специалист получает от 40 до 60 тыс. рублей в месяц.
Люди с опытом и должностные лица в крупных компаниях зарабатывают от 100 000 рублей и выше.
Место работы
Место работы бизнес-ассистентов – это компании среднего и крупного бизнеса, корпорации, банки и другие сферы, где есть «большой босс».
Это интересно: Способности человека, их виды и методы развития
Бизнес-ассистентом могут работать как мужчины, так и женщины. В возрастной категории больше всего предпочтение отдают молодым людям до 30 лет.
Как стать «правой рукой»
Чтобы занять такую должность, сначала нужно выяснить, предусмотрена ли такая вакансия в выбранной компании.
Если да, то нет смысла терять время на операционных задачах, которые имеют лишь косвенное отношение к задачам ассистента. Лучше сразу обратиться в HR-отдел или непосредственно к самому руководителю.
Специалисты по HR считают, что стать «правой рукой» — это несложная задача. Первая рекомендация – установление личного контакта с руководителем.
В этих целях можно приобщиться к увлечениям и интересам босса. Для установки личного контакта подходит нейтральная территория, а не только корпоративная среда.
Важно уметь поддерживать разговор на разные темы, иметь схожие взгляды с руководителем, уметь проявлять инициативу и открыто выражать свою позицию. При этом, очень важно соблюдать субординацию и личные границы руководителя.
Часто руководители ищут человека, который умеет смотреть на ситуацию с другой точки зрения.
Например, если руководитель импульсивный человек, то HR может посоветовать ему найти бизнес-ассистента с развитым логическим мышлением. При таком раскладе люди будут дополнять друг друга.
Если работать с энтузиазмом и готовностью осваивать новое, то роль ассистента может стать хорошей тренировкой в пути к собственной руководительской карьере.
Единого рецепта успешной деятельности нет. Тенденции в HR последних лет все больше делают ставку на soft skills – личностные качества. Если с ними все в порядке, то обрести hard skills не составит труда.